Из истории деревень

Из истории деревень

 

Гостерачки

Гостерачки расположены на правом берегу Могочи в полукилометре от нее. Около деревни находится курган-сопка. На противоположном берегу у д. Бор-Шалаев такой же курган. У д. Большое Рашино ещё 10 курганов. Среди местных жителей бытует предание, что в этих местах произошло сражение русской рати с отрядами хана Батыя и что курганы - могилы татар. На возможность сражения указывает название: Гостирачки

( именно такое написание в «Списке населённых мест Тверской губернии 1859г.), т.е. «кости ратские». Подтверждением того, что татары здесь были, служит

факт, что Большое Рашино было основано татарами. А в 10км. От Гостерачек ( у д. Борис Глеб ) были найдены меч и шлем русского воина. Они хранились до 1929г. в храме с. Молоково.

На кургане около Гостерачек стояла большая часовня. В начале 30х годов её разрушили и сделали из неё пожарный сарай. Крестьяне Гостерачек занимались земледелием, плели корзины из дранки, имели кузницу.

В 20 -х. годах в Гостерачках было около70 домов.

В 1931г. был создан колхоз «Красный путь», вошедший позже в колхоз «Ленинская искра».

На 1.01.1992г. в Гостерачках было 7 домов и 7 жителей.

На 15.04.2012 года в деревне один постоянный житель.

Малое Рашино

Деревня Малое Рашино расположена в полукилометре от Михеева. Появилась она, вероятно, в 40-50 годы XΙX века, когда крепостные помещиков Ивановых, владевших богатым поместьем и д. Большое Рашино, были наказаны за непокорность и выселены из родной деревни за Михеево. Пять семей – Солдатовых, Кирсановых, Ермолаевых, Теляшовых, Митреевых – и основали Малое Рашино, Буторово (Бунтарёво) по-местному. Землю, пригодную для пашни, жители Буторова получили только после неоднократного обращения в суд и к тверскому губернатору. Земли было мало, поэтому занимались отходничеством.

Работоспособные мужчины на лето уходили на заработки, обычно в Петербург . Там они работали каменщиками и печниками. Дома оставались одни женщины. Они пахали, сеяли, убирали урожай. Мужчины приезжали только на сенокос, помочь заготовить сено.

В 1931 году в Малом Рашине создали колхоз им. Крупской. Но отходничество продолжалось до Великой Отечественной войны: один мужчина оставался за председателя и бригадира, а остальные уходили на заработки. На следующий год оставался другой. В 1952 году колхоз им. Крупской вошел в состав колхоза «Искра Парижской коммуны»

До коллективизации в д. Малое Рашино проживали 32 семьи. На 1.01.1992 года проживало 3 семьи

(4 человека).

На 15.04.2012 года нет ни одного жителя.

Созонтово

Деревня Созонтово принадлежала помещикам Котовым (?) и была приписана к монастырю вместе с деревнями Михеево, Обросово, Передово, т.к. была проиграна в карты владельцу этих земель.

Жители деревни кроме обработки земли занимались ремёслами: плели корзины из дранки, выделывали овчины. Была семья, занимавшаяся производством набивных тканей: ткали льняные полотна и раскрашивали их яркими крупными цветами.

Семья Кузиных имела магазин, в котором торговали не только привозными товарами, но и сыром собственного производства. Кузины имели собственную сыроварню.

В 20-х годах в деревне было около 40 домов.

В 1931 году в Созонтове был создан колхоз «Передовик».

В июле 1941 года деревня сгорела, осталось всего несколько домов. После пожара деревня уже не отстраивалась. Погорельцы разъехались кто куда.

Последний дом в Созонтове исчез в 1948 году.

Волково и Березнево

Предки жителей деревень Волково и Березнево были крепостными помещика Зернова. Его поместье находилось около д. Орлов-Городок на берегу Могочи, в двух километрах от деревни Новокотово. Там же был купеческий магазин, где жители этих деревень покупали товары. В Орловом Городке был центр Алешковской волости. Здание Алешковской волости было сожжено в1918 году.

Ни в Волкове, ни в Березневе не было часовни.

Среди жителей Волкова и Березнева были мастера по изготовлению валенок и кузнецы. Одна кузница работала в Волкове. Здесь же работала до 1972 года начальная школа. Когда она была открыта, установить не удалось.

Перед коллективизацией в д. Волково было 35 домов, в д. Березнево – 32 дома.

В 1931 году в этих деревнях был создан колхоз «Победа». В 1959 году слился с колхозом «Пробуждение». Сейчас Березнева не существует. Последние жители покинули деревню в 1987 году.

В Волкове на 1.01.1992 года было 4 дома, в которых проживало 5 человек.

На 01.01.2012 года ни в Березневе, ни в Волкове жителей нет.

Михеево

Деревня Михеево лежит на правом берегу р. Могочи, в полутора км от неё. Ни время возникновения, ни происхождение названия неизвестны. Известно, что жителей Михеева, Обросова, Передова и Созонтова до сих пор называют «монастырщина». По преданию, одна из последних владелиц этих деревень завещала их какому-то монастырю под Петербургом, вероятно в первой трети XІX века. Были у жителей Михеева ещё два прозвища: «монастырские цвакалки» (путали буквы «ц» и «ч») и «куны михеевские» (женское платье называлось «кунтыш»).

Почти до 1895 года – пока не сгорела - работала за Михеевым ветряная мельница. В конце XІX в. На р. Могоче построили водяную, с 3 жерновами. Она работала до 1934г. До 1917г. в 2-х км от Михеева (к Поречью) был кирпичный завод братьев Денщиковых. Кирпичи с их маркой – «БД» и сейчас в ходу.

В Михееве были два завода по переработке льносемян. Кроме льна сеяли рожь, овёс, ячмень, горох, гречу, огородничали. Система земледелья – трёхполье. Кормили и леса и болота: клюква, брусника, голубика. Река давала рыбу. Но земля прокормить не могла – приходилось заниматься ремеслом и отходничеством. Уходили обычно в Петербург и бурлачить на Волхов. Зимой делали сани, телеги на продажу. Женщины занимались переработкой льна. В конце XІX в. посевы льна расширились, увеличилась его продажа в Бежецк.

20-е годы – лучшие в истории Михеева. Построены ещё два завода по переработке льносемян. Работали 6 кузниц, мастерская по выделке овчин.

Кроме кооперативного, работали 3 частных магазина и 2 пекарни. Был се­параторный пункт. Ввели травосеяние семиполье. Средний крестьянин имел 1 лошадь, 2 коровы, около 10 овец, кур. Излишки продавали. Приоб­рели более 10 молотилок с конным приводом «Генрих – Ланц – Мангейм». Украшала деревню деревянная часовня с десятком колоколов – уменьшенная копия церкви с алтарем и колокольней. Вокруг была кованая чугунная ограда на гранитных столбах, увенчанных шарами.

В июне 1930г. деревня выгорела почти полностью. А было в Михееве около 170 домов. Былой красоты не вернуть. Сгорела и часовня.

В 1931г. в Михееве создали колхоз им.1 мая, вошедший потом в «Ленинскую искру». В период раскулачивания были арестанты и сосланы 3 человека. Торговцы Трусов, Макеев, Мартынов и хозяин пекарни Родин, бросив дома, уехали.

Многие колхозники были членами артели «Красный обозник». В нее входили и жители Обросова и Передова. До июня 1942г. артель изготовляла сани, телеги, колеса, дуги.

За время Великой Отечественной войны из деревни было призвано в армию 82 человека. Из них погибли 43.

На 1.01.1992г. в Михееве имелся 61 дом и проживало 119 человек.

На 01.01.2012 года в Михееве проживают 33 человека.

Стояново

Стояново расположено на левом берегу Мелечи, в двух километрах от нее. Установить, когда возникла деревня и какому барину принадлежала, не удалось.

Кроме земледелия, жители Стоянова занимались ремеслом. Среди них были печники, тележники. Мельниц, кузниц, заводов, магазинов в деревне не было. Не было и часовни.

В 20-х годах прошлого века в деревне было приблизительно 65 домов.

В 1931г. в Стоянове организовали колхоз «Смычка», который позднее вошел в колхоз «Пробуждение».

На 1.01.1992г. в деревне оставалось 3 дома, в них проживало 3 человека.

На 01.01.2012 года в деревне не осталось жителей.

Гоголево

Когда появилась деревня Гоголево и какому помещику принадлежала, установить не удалось. Известно, что у жителей Гоголева было мало земли. Жизнь в Гоголеве была трудной. Недаром жители Гоголева да и других деревень с горечью говорили: «Бог создал небо и землю, а черт – Гоголево - деревню».

Кроме земледелия жители деревни занимались плетением из дранки корзин (мостин), коробов, зыбок для детей. Гоголево было как бы центром производства таких изделий, прежде всего корзин. Поэтому у жителей Гоголева было прозвище, звучащее на местном наречии как «гоголёськи мостины».

В начале 20-х годов прошлого века в Гоголеве было около 50 домов.

В 1931г. в деревне был создан колхоз «Красный май», позднее (1958г.) слившийся с колхозом «Ленинская искра».

Последний дом в Гоголеве исчез в 60-е годы прошлого века.

Передово

Хозяйственный уклад, быт и обычаи д. Передово характерны для «монастырщины». Жители Передова кроме земледелия занимались ремёслами, преимущественно изготовлением дуг. Для изготовления дуг сажали ветлу (брядину). Работала в Передове кузница и завод по переработке льносемян. До революции и в первые годы после неё был магазин торговца Пугачева. Кирпичное здание магазина сохранилось до сих пор. Не имея купеческого звания (гильдии), он имел годовой товарооборот выше, чем многие бежецкие купцы, состоящие в гильдии. Основной товар – хлеб. Кроме торговли, он давал деньги в долг под большие проценты. Снабжал, например, деньгами земляков, которые по осени уходили в города на заработки. Разбогател. Рассказывают, будто он зарыл в своём огороде ведро золотых монет, а кто-то подсмотрел и украл. В начале

30-х годов Пугачёва раскулачили вместе с двумя семьями. Дома у всех отобрали, а семьи успели уехать в Ленинград. До коллективизации в деревне было около100 домов, была часовня, где проходили богослужения. В 1929 году в Передове открыли почтовое отделение (ранее было в Поречье).

В 1931 году создали колхоз «Красное Передово». На восточной окраине Передова в 1950-51 г.г. поострили МТС Новокотовскую (по имени сельсовета) и посёлок при ней. На 1.01.1959г. здесь жило 45 человек. Позже МТС стала РТС, а затем мастерскими колхоза «Ленинская искра». В 1969г. одно из зданий занял Замошский (Передовский) молзавод.

На 1.01.1992г. в Передове был 31 дом, проживало 59 человек.

На 01.01.2012 года в Передове проживает 22 человека.

Погост Котово

Погост Котово расположен на правом берегу Могочи, в полукилометре от д. Новокотово. Погост состоит из храма, кладбища около него и дома священника. По преданию тут же находилась усадьба помещиков, которым принадлежали деревни Гостерачки, Гоголево и др. По одним сведениям фамилия их Котовы, по другим – Зыбовы. Следов их усадьбы не сохранилось. Храм построен по их инициативе и на средства этих помещиков. Кирпич для строительства изготовляли на месте. В 1809г. строительство было завершено. Храм Вознесения – так его назвали. По преданию, внутренняя отделка храма по красоте и богатству (резьба по дереву, позолота) стояла на втором месте после главного храма в уезде – собора в г. Бежецке, взорванного в 20-е годы. Все деревни Обросовского сельского округа в нынешних границах, кроме д. Волково, Березнево и Стояново, входили в приход Котовского храма Вознесения.

В начале XІX века около храма стояли дома священника, дьякона, псаломщика и других служителей церкви. Кроме этого было 10-15 крестьянских домов со всеми хозяйственными постройками. По большим праздникам около храма устраивались ярмарки.

В 20-30 годы во время гонения на церковь (священник и дьякон были репрессированы) строения у храма стали исчезать. Остался дом священника, в котором разместилась начальная школа, осталось здание церковной сторожки. Храм действовал до 1964 года.

В 1964г. его закрыли. Иконы, украшения, утварь, печи, полы растащили. В 1989г. по инициативе верующих началось восстановление храма. С 1990г. в отремонтированной части храма проводятся богослужения.

Облужье

Облужье входит в цепочку деревень, расположенных на левом берегу Мелечи. Название предположительно восходит к корню «луж» (луг), указывающему на местоположение деревни. Время возникновения Облужья установить не удалось.

Жители деревни были крепостными помещиков Шатуновых. Можно отметить, что эти помещики ввели в своей вотчине право первой ночи. Последний из помещиков, Шатунов Иван Семёнович, проживал в одиночестве до своей смерти в начале XX века. Усадьбу его вместе с землёй купили крестьяне, в основном жители д. Шульгино. Их было 8 семей.

Барский дом разрушили сразу, а парк просуществовал до Великой Отечественной войны (его срубили на дрова почти полностью). Крестьяне, купившие помещичью землю, построили свои дома в барской усадьбе. Официально Облужье стало называться Большое Облужье, а дома в усадьбе – Малое Облужье. В народе его называли просто Усадьба.

Жители Облужья занимались земледелием: сеяли рожь, овес, ячмень, лён, гречиху. В деревне работала ветряная мельница, маслозавод по переработке льносемян. В Облужье жил довольно богатый торговец разнообразными товарами – Барабунтов. До 30-х годов была деревянная часовенка. В Облужье жила известная на всю округу знахарка – Мария Жукина, лечившая заговорами. Перед коллективизацией в деревне было 42 дома. В период репрессий раскулачены две семьи – Лаврентьевы и Максимовы. В 1931году был создан колхоз «Заря», просуществовавший до 1947года. Затем он вошёл в состав колхоза «Пробуждение».

На 01.01.2012 года в деревне жителей нет.

Шульгино

Шульгино как бы замыкало цепочку деревень левобережья Мелечи. Основано Шульгино карелами. О происхождении названия бытует предание, что образовалось оно от прозвища одного из первых жителей деревни, которого все называли Шу.

Принадлежала деревня московскому вельможе Вырбову. В конце XІX в., по словам старожилов, имение было продано бежецкому адвокату Радзевичу. Но в «Списках населённых мест Тверской губернии 1859г.

д. Шульгино значится как казённое владение.

Жители Шульгина занимались и земледелием, и ремёслами. Растили рожь, пшеницу, овёс, ячмень, гречиху, коноплю, лён, картофель. В деревне были кузнецы, бондари, столяры, валенокаты. Древесину мастера брали из окружающего Шульгино леса.

Во время столыпинской реформы несколько жителей деревни «выехали на отруба». Так появилась Белкина дача (хутор) и др. В 20-х годах в Шульгине насчитывалось около 70 домов. В деревне работала пекарня - кондитерская (хозяин – Трека-пряничник). Работал магазин, торговавший сливочным маслом, пряниками, конфетами. Ремесленники вывозили товары на ярмарки в Поречье и Молоково. Были в Шульгине знахари, пекари, повивальные бабки.

В 1931г. в деревне организовали колхоз «Ударник», слившийся позже с «Пробуждением». 4 семьи были раскулачены. В 1939г. была открыта начальная школа. Первые учителя – М.М.Сытина и П.А.Первов.

Большинство жителей Шульгина были старообрядцами и строго соблюдали свои законы и обычаи. Была в деревне старообрядческая часовня. По преданию её построила и служила в ней женщина.

Деревня прекратила своё существование в 1977 г.

Замошье

Деревня Замошье стояла на берегу Черного ручья –

Самары и была окружена небольшими моховыми болотами. Видимо, они и дали название деревне.

Когда возникла деревня, какому помещику принадлежала, установить не удалось.

По размерам земельных угодий Замошье было самой бедной деревней в округе. Земля не могла прокормить крестьянин, и они нанимались батрачить, пасти скот, нянчить детей в окрестные деревни. Очень распространенным блюдом была «замошская мурцовка» (картофельная похлебка из картошки с водой). Так что понятно, почему самая большая смертность от прокатившейся по стране «испанки» (1919г) была именно здесь.

В 1929 г. семь семей из Замошья объединились в колхоз, вывезли свои дома и обосновали в километре от деревни. Колхоз назвали «Красная нива». Первыми колхозниками были: Гераськин Андрей Герасимович, Гераськин Иван Герасимович, Глазунов Иван Никитич, Бабайкина Анастасия Петровна, Григорьев Андрей Григорьевич, Романов Дмитрий Петрович, Новожилов Дмитрий Павлович – председатель.

В колхозе создали молочнотоварную ферму, оборудовали сепараторный пункт. На основе его в 1931г. был построен государственный молокозавод, где делали сыр и масло.

В 1931г. в Замошье создали колхоз «Победа», в который вошла и «Красная нива». Перед коллективизацией в Замошье было 70 домов. Работали две кузницы и завод по переработке льносемян. В 50-х годах в Замошье исчезло с карты сельсовета.

Новокотово

Новокотово расположилось на правом берегу Могочи. По преданию, основал деревню владелец д. Гостерачки, Гоголево и Созонтово, усадьба которого была у погоста Котово. Достроить новое Котово он не успел, т.к. был зарублен своими крестьянами. А деревня росла и звалась Новое Село. По количеству семей она занимала в 1859г. первое место в округе. До XІX в. (до его конца) деревня входила в Алешковскую волость, потом в Поречскую. Своё нынешнее название Новокотово получило после революции.

Жители выращивали типичные для здешних мест культуры. Прокормиться земледелием было трудно, поэтому развито было отходничество. Уходили обычно в Петербург, в каменщики.

В Новокотове было развито плетение из щепы корзин и детских люлек-зыбок. «Зыбовщина» – называли Новокотово, Гостерачки, Гоголево старожилы. В деревне была часовня.

В 20-х годах в Новокотове было 126 домов. Работал завод по переработке льносемян, кузница.

В 1931г. был создан колхоз «Трудовик», в 1958г. слившийся с «Ленинской искрой». В период коллективизации раскулачили одну семью, а несколько зажиточных успели уехать, бросив всё.

После революции в сторожке при церкви открыли начальную школу. Закрылась она в 1981году.

В 1932г. возле Новокотова выстроили льнозавод. Посёлок при нём по количеству жителей превосходит деревню.

Достопримечательность Новокотова – родник, который снабжает водой деревню.

На 01.01.2012.года в деревне Новокотово проживает 16 человек, в деревне «Новокотовский льнозавод» - 87.

Кар-Городок

Деревня Карельский Городок лежит на левом берегу Мелечи, в полукилометре от неё. Основана она карелами, приблизительно в 1660г. Известно, что Екатерина ІІ подарила все три карельские деревни (Кар-Городок, Синьково и Шульгино) московскому вельможе Вырбову.

Рядом с деревней стала вырастать помещичья усадьба. В ΧІΧв. деревянный дом был заменён кирпичным. Около 1890г. усадьбу приобрёл бежецкий адвокат Радзевич. Он назначил управляющего – Юрина, поселившегося в барском доме. Под руководством Юрина развели большое молочное стадо, масло и сыр стали выпускать на собственном молокозаводе, построили конезавод, где выращивали породистых лошадей, торговали лесом.

Крестьяне занимались земледелием по 4-хпольной системе. Сеяли лён, рожь, овёс, ячмень и гречу, держали огороды. Как жители окрестных деревень, жители Кар-Городка подрабатывали на стороне: мужчины ходили на заработки в Петербург, девушки – в Ярославскую губернию, зарабатывать «полетину» (плату за лето).

Жители Кар-Городка славились своим мастерством. Здесь были колёсники, шорники, сапожники, валенокаты, кузнецы, плотники.

Основанный карелами, Кар-Городок старался беречь язык и культуру своего народа: неохотно заключали браки с русскими, не отмечали Масленицу, носили чуни, женщины были очень чистоплотными хозяйками. Все отличались взаимовыручкой, дружбой.

После смерти Юрина в 1918г. наиболее богатые крестьяне в рассрочку покупают имение, земли делят по едокам. В деревне открывается три мельницы, 6 кузниц, 4 частные лавки, сапожная мастерская.

В 20-х годах, кроме Сельского совета, в Кар-Городке была другая власть «Кар-Городковское общество Поречской волости, Бежецкого уезда». Все члены «Общества…» жители Кар-Городка, собирались на сходы, где совместно решали, когда начать сев или сенокос, кого нанять в пастухи и т.д. Решения схода были обязательными для всех и проверялись исполнителем. Документы и печать хранились у председателя. Им долго был Г. Боканов.

Перед коллективизацией в Кар-Городке насчитывалось около 150 домов. В подвальном этаже барского дома открыли сепараторный пункт. Многие хозяйства приобрели веялки, конные молотилки. В барском доме – школа. В 1929г. 15 хозяйств объединились в коммуну. А в1931г. в Кар-Городке организовали колхоз «Пробуждение»

В период репрессий раскулачены 4 хозяйства: Макаловы, Петушковы, Григорьвы, Грибцовы.

Кар-Городок – родина Героя Советского Союза Алексея Владимировича Макалова. Он родился в 1923г. и до переезда в г. Рыбинск (1932г.) жил здесь.

По документам жители д. Кар-Городок числились русскими. Между собой они говорят по-карельски. Но в последние годы Кар-Городок активно «русеет», всё больше смешанных браков, дети не владеют языком отцов.

На 1.01.1992 г. в Кар-Городке было 107 семей – 274 жителя.

На 01.01.2012 года здесь проживает 187 человек.

Синьково

Деревня Синьково расположена в километре к востоку от д. Кар-Городок. Она основана карелами, и, по-видимому, принадлежала помещику Вырбову. Социальные условия, быт, обычаи были аналогичны каргородковским. Кроме земледелия, крестьяне занимались ремёслами, в частности, сапожничали. Известны фамилии сапожников Мордаковых и Солдаткиных. В 20-х годах ΧΧ века в Синькове была создана сапожная мастерская, просуществовавшая до Великой Отечественной войны. До коллективизации в Синькове проживало около 50 семей.

В 1931г. в Синькове был создан колхоз «Верный путь». В 1974г. он слился с колхозом «Пробуждение». Своей школы в Синькове не было, дети ходили в школу в Кар-Городок (начальную).

К настоящему времени Синьково «обрусело», т.е. его жители не пользуются карельским языком.

На 1.01.1992г. в Синькове было 11 домов, в которых проживало 17 человек.

На 15.04.2012 года в Синькове 14 нежилых домов. В 2011 году деревню покинули последние жители (Семья сорокиных).

 

Дата создания: 06-07-2016
Дата последнего изменения: 06-07-2016
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: